?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый год, во второе воскресенье февраля у нас в стране отмечается профессиональный праздник День Гражданской авиации. К этому событию, важному для многих людей, связанных с авиацией или просто ее любителей, Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации (МГТУ ГА) приурочил своего рода день открытых дверей, на которых пригласил  блоггеров-фотографов, пишущих об авиации.
К необычным визитерам вышел познакомиться сам ректор МГТУ ГА доктор технических и юридических наук профессор Борис Петрович Елисеев. Он вкратце рассказал об истории университета,  о его настоящем и немного о будущем. Профессор пообещал, что наш визит не будет скучным и будет много интересного. С самого начала был задан бодрый ритм  - четко, по заранее установленному расписанию, как и должно быть в авиации,  мы отправились в короткое турне по системе образования в гражданской авиации



Университет гражданской авиации был образован еще в 1971 году, правда тогда он носил название Московский институт инженеров гражданской авиации — МИИГА. Это было стремительное время, когда авиация развивалась стремительными темпами, росло число воздушных судов, аэропортов и аэродромов, которые зачастую не справлялись с возросшей интенсивностью движения. Требовалось строительство новых сооружений, модернизация старых, внедрения новых технологий . А для этого были нужны высокопрофессиональные кадры. Поэтому назрело решение о создании ВУЗа, способного подготовить нужных для авиационной отрасли специалистов.Об истории университета Вы можете само подробнее почитать на его странице.

Основной корпус МГТУ ГА располагается на Кронштадтском бульваре. С него и началась наша ознакомительная программа


Первым местом после раздевалки, которое мы посетили, был университетский музей, в котором были собраны очень интересные экспонаты. Было очень приятно, что история ВУЗа и авиации в целом не забывается и сохраняется с помощью заботливых рук сотрудников музея.


Хранитель музея Галина Евгеньевна очень интересно рассказывала про реликвии, которые в нем хранились. Это и интересные документы, памятные подарки, модели самолетов. К примеру, совсем не ожидал увидеть копию знамени победы, воздвигнутого над рейхстагом.


В музее представлена солидная коллекция моделей летательных аппаратов,  использовавшихся и ныне летающих в современной гражданской авиации. По ним можно проследить эволюцию гражданского флота СССР и России. Среди них можно обнаружить знаменитый «Добролет» и Superjet SSJ-100.


Экспозиция музея достаточно динамична и пополняется все новыми экспонатами. На это специально выделяются средства, все это делается для того, чтобы студенты знали и не забывали прошлое своего университета и гражданской авиации в целом.


Похоже, что Юля заслушалась лектора или засмотрелась;)


Достаточно значительная часть экспонатов музея связана с такой выдающейся личностью в авиации, как Борис Бугаев, дважды герой соцтруда, Главный Маршал  авиации, министр  гражданской авиации и т.д



Среди моделей есть и легендарный Ил-96-300 в ливрее "Аэрофлота", который к сожалению, выводится из эксплуатации
в марте этого года. Мне посчастливилось дважды полетать на этой большой, красивой машине, и даже еще в прошедшем году. Надо покопаться в архивах и найти фотографии "Ильюшина", чтобы посмотреть их еще и еще раз. А лучше поехать в "Шарик" и поснимать, пока они еще трудятся  в воздухе.

А хорошо было бы если бы какие-то из выводимых лайнеров достались университету, чтобы студенты могли начинать свое обучение именно на нем. Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что этих машин есть особая энергетика, и работать с ними должно быть большим удовольствием.
Собственно говоря, эти мои ощущения подтвердились парой часов спустя, когда мы смогли прикоснуться к живым легендам нашей авиации - Ту-154, Ил-76 и Ил-86


Вся история университета хранится на таких больших плакатах. Руководство ВУЗа за все время его работы:


Всего 15 человек из гражданской авиации в годы ВОВ были удостоены звания Героя Советского Союза. Правда, к сожалению, большинство фамилий для меня кажутся незнакомыми на первый взгляд. Вообще, мне кажется что этого звания в большей степени по сравнению с другими родами войск, удостаивались именно авиаторы.



Для полноты ощущений с нами почти все время были студенты университета - молодые, в красивой форме. Надо сказать, что специальной одеждой в университете сейчас стараются обеспечить большинство учащихся и это правильно.



Слушать лектора можно было бы очень долго, так все было очень интересно, однако нас ждал следующий, еще более захватывающий пункт маршрута


Мы покинули основное здание университета и нас повезли в другой корпус, который находится в пяти минутах езды


Вот тут началось самое интересное. Оказывается, в этом корпусе, а возможно, что и не только там, находится Центр профессиональной переподготовки специалистов, который готовит профессионалов в сфере обеспечения  безопасности на воздушном транспорте.  А этот Центр обладает целым комплексом современного оборудования, на котором проходят подготовку сотни специалистов ежегодно. Как оказывается, все не так уж печально в области подготовке кадрового состава у нас в стране. Выяснилось,  что учить работников авиапредприятий у нас могут и, главное, хотят.

Мне, как не специалисту, показалось, что возможности и ресурсы для этого. А, еще мне показалось, что в МГТУ очень трепетно и с любовью относятся к своей работе. Университетом руководит очень увлеченный и энергичный человек Борис Петрович Елисеев, который, как мне видится, очень много делает для того, чтобы у нас в авиации было больше профессионалов.

Мы попали в класс пилотажно-навигационных комплексов



Вот такие очки со стереоэффектом позволяют моделировать какие-то возможные нестандартные ситуации, чтобы пилот мог в безопасном режиме на земле заранее "проиграть" их. В этих очках встроены две видеокамеры и два микродисплея, датчик позиционирования. В очки через компьютер подгружаются виртуальные объекты, чтобы ввести тренируемого в определенную заданную ситуацию


На мини-дисплее видно  то, что видит человек в очках. В данном случае ему надо провести самолет через виртуальный тоннель.


Интересно, можно ли увидеть через очки что у девушки в сумочке?))


В следующем модуле помещений нам показали, как производится обучение сотрудников службы авиационной безопасности.   Для начала продемонстрировали какие предметы могут представлять потенциальную угрозу для пассажиров - предметы, которые когда-либо пытались пронести на борт самолета. Опасность этих вещей не в их прямом предназначении, а в том что они камуфлируют взрывные устройства. Тот же фонарик, расческа или DVD-плеер могут содержать определенное количество пластида или иного взрывчатого вещества.

Правда, у меня возник вопрос, зачем люди хотя бы теоретически могут брать с собой в салон шуруповерт? Непонятно..



А вот эта система  из нескольких экранов является тренажером для выявлению потенциально опасных предметов в багаже, в простонародье "рамка", а более правильно называть его интроскоп". Тренажер совсем по научному называется "Имитатор рентгеновской установки".
На нем проходят обучение распознаванию, идентификации, характеризации объектов и выбору правильного действия по этому предмету. Там стоит программа, которая тренирует человека по принципу от простого к сложному. Всего 4 уровня сложности



Нам предложили самим выполнить простое упражнение, определить некоторые предметы на экране интроскопа. На все отводится минута. Я Вам скажу непростое это задание - на экране силуэты предметов разного цвета и формы, определить что-то - задача не из легких. Но я думаю, что операторы в аэропортах уже сильно поднаторели в этих вопросах и за секунды могут идентифицировать все предметы в багаже. Наверное, стандартные предметы имеют характерные очертания на экране и их опознать гораздо проще, имея определенный навык. Как нам сказали, в аэропортах у оператора досмотра зарегистрированного багажа есть всего 11 секунд для принятия решения о дальнейшей судьбе сумки или чемодана по пути его до места погрузки в самолет.


Заглянем в следующую дверь...



УВД - это не управление внутренних дел, а Управление Воздушным движением))

Замечательный тренажерный класс для изучения конструкции самолета, а также его управления. Класс рассчитан на 12 человек.
Благодаря встроенного программному обеспечению и глубочайшей детализации можно излазить вдоль и поперек, полетать где угодно и как угодно. Можно задать любую фазу полета и его режим.



Базовая модель для изучения, заложенная в симуляторе - Airbus A320, как одна из самых распространенных у нас в стране. В симуляторе ACT (Airbus Competence Training) можно запрограммировать различную ситуацию, отказ любой системы или агрегата, произвести виртуальный ремонт или замену деталей. Университет, все-таки, ориентирован больше на подготовку технических специалистов, а не пилотов, хотя и имеет для этого лицензию

Тренажер в университете является одним из лучших в стране и на нем приходят учиться даже из Аэрофлота и S7, хотя в этих компаниях стоят аналогичные устройства. Однако по свежести программного обеспечения университетский является лидером. По договору с Люфтганазой софт на тренажер обновляется практически ежегодно.

В ближайшем будущем университет планирует еще приобретать симулятор Боинга, чтобы расширить возможности для обучения специалистов разных типов ВС



В другом классе находится еще один тренажер Airbus A320, который имитирует кабину пилота с креслами для КВС и второго пилота. На нем можно также задавать разные режимы полета. Похоже, Дима летит где-то над океаном))




Далее мы переместились в класс подготовки авиадиспетчеров, в котором одновременно может проходить обучение сразу несколько пилотов и диспетчеров.


Сразу вспомнились рассказы Юры в бытность его работы диспетчером. Глядя на экран на рабочем месте диспетчера ты понимаешь, что ничего не понимаешь:) Для меня это какой-то загадочный, но в то же время интересный мир, познание которого доставляет большое удовольствие.


Каждый студент может на практике изучать нужную ему дисциплину, у каждого есть свое место. Часто бывает, что куча народу сгрудится вокруг одного компьютера и смотрит как преподаватель что-то на нем делает, а остальные внимают фактически только теорию


Предмет обучения очень интересен и фотографирование его одним фотоаппаратом не даст нужного эффекта, как посредством сразу двух камер) Марина и Юля  проводят творческий эксперимент))



На диспетчерском тренажере можно задать также любую ситуацию в воздухе и на земле. Живейшую реакцию фотографов вызвало моделирование ситуации с появлением коровы на летном поле. А мне почему-то вспомнился фильм "Особенности национальной охоты" Рогожкина, когда корову перевозили в бомболюке ))


Другая ситуация - несанкционированное проникновение постороннего в район ВПП


Занятие ведет опытнейший пилот, проработавший много лет в гражданской авиации в воздухе и на земле


А настоящий действующий диспетчер МАУ специально для нас моделирует практическую ситуацию в Шереметьево


Он вместе с другим диспетчером-стажером проводит для нас мастер-класс по взаимодействию пилота и диспетчера. Очень впечатляет.







Экскурсия по МГТУ ГА закончилась и мы стали готовиться к самой ожидаемой с большим нетерпение части  -  поездке в учебный авиационно-технический центр (УАТЦ), который находится рядом с аэропортом Шереметьево.

Нас провожал университетский кот, который тут же стал объектом пристального внимания большинства фотографов



Сколько раз, поднимаясь в небо Шереметьево или возвращаясь в этот аэропорт я видел эту стоянку самолетов, но я никак не мог предположить, что это может быть учебная база университета


При входе в административное здание УАТЦ нас встречает портрет Сергея Владимировича Ильюшина - гениального авиаконструктора знаменитых "Илов"


Перед выходом на площадку обязательный инструктаж по технике безопасности и роспись в журнале по ТБ


Внимательно слушаем наставления куда можно ходить, куда нет, что можно делать, а что нзапрещено


День выдался насыщенным на события, некоторых от усталости смаривает на короткое время....но через 15 минут Штирлиц проснется....и...)))


Выходим на площадку, а там нас ждут представители отечественного авиапрома.
Ту-154М в аэрофлотовской ливрее с бортовым номером RA-85663, эксплуатировавшийся с 1989 года, сейчас переданный в УАТЦ


Местные жители


Ил-86, с бортовым номером RA-86003, машина использовавшаяся исключительно для испытаний. Это четвертый "86-й", сошедший с конвейера. Он имел полную комплектацию серийного самолета, на нем были установлены все кресла, но вместо пассажиров в них клали мешки с песком весом, аналогичным человеческому. Этому борту удалось даже поучаствовать в авиашоу в Ле-Бурже в 1981 году, собственно говоря, откуда откуда и взялся номер 348 на фюзеляже - это номер экспонента. В 1989 году был передан в УАТЦ для обучения





Еще один раритет - Ил-76Т, бортовой
номер RA-76460, 1981 года выпуска. Был передан в учебный центр в 1995 году когда его летный ресурс был выработан. Внутри Ил-76 я никогда не бы, поэтому он был для меня очень и очень интересен.



На стоянке стоял еще один Ил-86 с бортовым номером RA-86103, в УАТЦ с 1998 года. Один из самых активно эксплуатируемых бортов. Перед передачей в университет служил в дочке "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Дон".
Вблизи и и здали Ил-86 смотрится просто бесподобно. Этот широкофюзеляжный лайнер, на мой взгляд один из самых красивых и комфортабельных самолетов своего времени. Мне доводилось на нем полетать несколько раз, и всегда, когда он попадался, это было большое удовольствие - по сравнению с  "Тушками" 154-й и, особенно, 134-й, он казался просто роскошным. Места для ног было предостаточно, кресла впереди сидящего пассажира можно было откинуть вперед, если этого самого пассажира не было, и спокойно вытянуть ножки

Кстати говоря, все самолеты в учебном центре находятся в летном состоянии и при большом желании и подготовке могут полететь


Специально к нашему приезду все борта были подготовлены, включены сигнальные огни. Я только недавно об этом задумался,почему на разных крыльях
лампочки разного цвета



Руководством университета для нас был сделан приятный сюрприз - запустили двигатели на Ил-86.
Инженер УТЦ в двигателе 86-го, как профессиональный дирижер в своем оркестре слышит каждую нотку каждого инструмента. Было бы занятно, если бы авиационный двигатель по подобию двигателя на "формульном" гоночном болиде можно было бы заставить исполнять какую-то мелодию. На Moscow City Racing инженеры Рено исполняли двигателем гимн России


Двигатели НК-86 расправив легкие, как в былые годы поют свою гордую песню


Послушайте звук в ролике, он превосходен. Звук авиационных двигателей заставляет вибрировать что-то внутри, приводя душу в состояне восторга. Практики авиаторы, наверное, сильно покритикуют меня, для многих это уже не удивительно...ну и пусть



Самолеты отдали на "растерзание" блоггерам, наверное, на пару часов)). Видели бы Вы этих "сумасшедших" перебегающих от одного борта к другому, залезающих во все щели и ниши, фотографирующие каждую малую деталь интерьера, каждый тумблер или лампочку. А ведь это в большинстве своем взрослые люди, работающие на серьезных работах, имеющие семь с маленькими детьми )))




Стоять под фюзеляжем в такую погоду не рекомендуется - соскользнувший сверху снег может основательно плюхнуть по кумполу


В анфас Ил-76Т просто неотразим




Одинокий борт №4 стоит в гордом одиночестве


Долго пришлось ловить вспышку - все-таки на втором марке скорость затвора оставляет желать лучшего.




Никогда не думал, насколько красиво может быть внутри двигателя реактивного самолета






Сотрудники УАТЦ терпеливо отвечали на самые разные вопросы. Порой даже сами подбадривали:
- Ну спрашивайте, же
А не хотелось выглядеть глупым, спросив что это за кнопочка и, что означает та или иная надпись на приборной панели
Место бортинженера на Ту-154



Салон бизнес-класса в "Тушке" же


Экономический класс - почувствуйте разницу


Ну кто откажется от того чтобы сфотографироваться в кресле КВС?


Размеры кабины
пилотов в  Ту-154 несколько маловаты, за несколько минут я ударился головой и коленом раз восемь. В Ил-86 объем свободного пространства поражает, кажется что там можно поставить теннисный стол и немного поиграть))





Ил-76Т предназначен для перевозки грузов и десантирования мобильных войсковых подразделений, поэтому в его салоне все очень аскетично






Нажми на кнопку -получишь результат.



Компоновка 3-3-3 в Ил-86. Сейчас вот думаешь, а как раньше обходились без среднего ряда багажных полок? Умещались как-то все с вещами


Я помню, что любил всегда класть багаж на полках на первом этаже аэробуса. Как-то раз я узнал про эту возможность и после этого старался через бортпроводников положить сумки именно туда.







Размер полок над креслами в Ил-86 сопоставим с размерами полок в современных Эрбасах и Боингах. Говорят, что в Суперджете тоже большие полки, но на нем я еще пока не летал



Лифт для подъема бортового питания. Как выяснилось все работает до сих пор)






Заключительное фото. Жалающих сфотографировать чуть ли не больше, чем фотографирумых:)


Все прошло просто прекрасно!


Радуются все!



Спасибо aviator_ru , Борису Петровичу, Евгению Девятьярову и всем коллегам фотографам за такую прекрасную вылазку. Все было очень душевно

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
relax_action
Feb. 11th, 2014 06:46 am (UTC)
задумалась над точкой съемки)))
tibidaba
Feb. 11th, 2014 07:08 am (UTC)
Правильный выбор позиции - 90% успеха съемки))
(Anonymous)
Feb. 11th, 2014 07:21 am (UTC)
"Салон бизнес-класса в Ил-86"
Может это тушка? :)
Вопросов, действительно, мульен, задавать их все - не один день провести в беседе :)
immense-sp
tibidaba
Feb. 11th, 2014 07:43 am (UTC)
Да, тушка))
frocush
Feb. 11th, 2014 07:33 am (UTC)
"Салон бизнес-класса в Ил-86".
Олег, это Ту-154. Я там долго сидел, пытался отогреть объектив :)
tibidaba
Feb. 11th, 2014 07:43 am (UTC)
Тушка, точно)) Спасибо))
frocush
Feb. 11th, 2014 07:44 am (UTC)
)
igo_ryanych
Feb. 11th, 2014 01:10 pm (UTC)
и фотки в кабине, это тоже кабина 154-ки :)
tibidaba
Feb. 11th, 2014 05:51 pm (UTC)
Спасибо)))
Ночной пост, ошибся)
superspotter
Feb. 11th, 2014 02:45 pm (UTC)
На счёт формы-это всё не так,как говорят. Формы сейчас официально нет,а закупать никто не будет для такого количества студентов))
tibidaba
Feb. 11th, 2014 05:44 pm (UTC)
Ну, может быть. Я за что купил, за то и продал)
flyberry_msk
Feb. 11th, 2014 02:59 pm (UTC)
отличный пост!!!!)))) рада была повидаться!
tibidaba
Feb. 11th, 2014 05:44 pm (UTC)
Спасибо, Марина)
Взаимно)
tankasan
Feb. 12th, 2014 01:39 pm (UTC)
Хороший рассказ! Наверное один из самых подробных)
tibidaba
Feb. 12th, 2014 01:40 pm (UTC)
Спасибо)
Может быть немного чересчур подробный)
tankasan
Feb. 12th, 2014 01:41 pm (UTC)
Ну много не мало) По мне, так самое то)
livejournal
Feb. 20th, 2014 10:42 am (UTC)
В гости к будущим авиатехникам
Пользователь ud0d сослался на вашу запись в записи «В гости к будущим авиатехникам» в контексте: [...] 10. http://tibidaba.livejournal.com/45028.h tml [...]
livejournal
Feb. 20th, 2014 11:29 am (UTC)
В гости к будущим авиатехникам
Пользователь 7228782 сослался на вашу запись в записи «В гости к будущим авиатехникам» в контексте: [...] 10. http://tibidaba.livejournal.com/45028.h tml [...]
anteimac
Nov. 27th, 2015 06:25 pm (UTC)
В СПбГУГА музей авиации получше будет, экспонатов побольше, ВОВ представлена намного интересней!
tibidaba
Nov. 27th, 2015 06:28 pm (UTC)
К сожалению, там небыл
( 20 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com